Добро пожаловать или доброго пути! Условно.

В связи с обращениями горожан Ресурсный центр провёл обследование железнодорожного вокзала г. Магнитогорска на предмет доступности для маломобильных групп населения (МГН).
Железнодорожный вокзал признан условно доступным для МГН, что отражено у них в документе «Паспорт доступности объекта».
Условно. Это означает, что на железнодорожном вокзале есть некоторые улучшения и меры доступности для людей с ограниченными возможностями передвижения. Однако данные меры доступности являются временными и недостаточными для полного обеспечения условий комфортного и безопасного пользования железнодорожным вокзалом маломобильными группами населения.

Парковка для инвалидов отсутствует как таковая.

Государственная программа «Доступная среда» предусматривает наличие на стоянке для личного автотранспорта определённого количества мест для инвалидов.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, мест отдыха, должно выделяться не менее 10 % мест, но не менее одного места, для бесплатной парковки транспортных средств инвалидов.

В соответствие с п. 5.2 Свода правил СП 59.13330.2020  «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», их следует размещать не далее 50-100 метров от входа в здание. Для безопасности габариты парковочного места должны составлять 6.0 х 3.6 м. Сама площадка должна быть обозначена соответствующей разметкой, а пути движения инвалидов от автомобиля до объекта следует ограждать специальными парковочными столбиками ярко-красного или оранжевого цвета со светоотражающей плёнкой.

Инвалидам колясочникам и лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Самостоятельно не получится. Необходима помощь дежурного по вокзалу, оповещение которого производится либо при помощи кнопки вызова, если дежурный на месте, либо набрав указанный на табличке номер телефона. Это, согласитесь, не очень удобно для инвалидов, тем более незрячим и слабовидящим, и до этой кнопки и таблички надо ещё добраться, ведь на пути высокий бордюр, а цементный наплыв перед ним никоим образом не решает проблему беспрепятственного передвижения для людей в инвалидных колясках.

Эта имитация не может считаться ни доступным заездом на бордюрный камень, ни понижением бордюрного камня, перепад высот которых в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м.  согласно п. 5.1.9 СП 59.13330.2020

 

Вывод 1 по МГН: пункт по доступности объекта выполнен, но не может использоваться должным образом.

Далее по пути следования установлен пандус, ширина которого значительно превышает норматив, а именно ширина пандуса должна быть — 0,9-1 м. (п. 5.2.3 ГОСТ Р 51261-2022, п.п. 5.1.14-5.1.17 СП 59.13330.2020 ). Вдоль обеих сторон пандуса — поручни на высоте 70 и 90 см. имеются и соответствуют, но дотянуться до них двумя руками по обе стороны смогут далеко не все, учитывая слишком большую ширину пандуса. 

Вывод 2 по МГН: пункт по доступности объекта выполнен, но не может использоваться должным образом.

Очень важной составляющей при создании безбарьерного пространства для людей, страдающих от заболеваний опорно-двигательного аппарата или инвалидов-колясочников является туалетная комната. Оборудование для санузла должно быть максимально удобным и доступным для всех категорий маломобильного населения. 

На железнодорожном вокзале есть отдельный санузел для МГН, которых хоть и был закрыт на момент обследования, всё же соответствует всем требованиям, за малым исключением. Если человек, находясь в санузле для МГН, испытывает какие-либо затруднения и ему требуется помощь, устанавливают специальные тревожные кнопки. С помощью данной системы человеку будет оказана своевременная помощь, что является залогом безопасности для людей, имеющих ограниченную мобильность.

Для незрячего или слабовидящего человека главными ориентирами в пространстве являются тактильные и звуковые ощущения. Именно поэтому создание доступной среды для этой категории населения строится на использовании сенсорных устройств и акустической разметки пространства. Такие сенсорные (тактильные) изделия изготавливаются как для восприятия с помощью прикосновения рук, так и посредством подошвы обуви. В вестибюле имеется тактильная мнемосхема и электронная справочная, но их сначала нужно найти и для пользования ими тоже нужна помощь сопровождающего или дежурного по вокзалу, оповещение которого производится либо при помощи кнопки вызова, если дежурный на месте, либо набрав указанный на табличке номер телефона. Эта опция не доступна незрячим, слабовидящим и слабослышащим.

Слух – второй по значимости способ получения информации: речь, музыка, городской шум, звуки природы. Благодаря звукам наша картинка становится более наполненной. Поэтому людям, которые лишены или почти лишены способности воспринимать звуки, нужно восполнять потерянные данные другим способом. Поэтому для тотально глухих и слабослышащих людей используются устройства визуального дублирования информации и звукового (индукционного) усиления. При этом индукционные системы (петли) — актуальны только для применения слабослышащим человеком, а вот визуальные системы актуальны для всех МГН с нарушениями слуха. Для более полного обеспечения доступности рекомендуется применять устройства, ориентированные на обе категории.

Вывод 3 по незрячим, слабовидящим и слабослышащим: 

пункт по доступности объекта выполнен, но не может использоваться должным образом.

 

Выход на перрон. Меры доступности для облегчения посадки и высадки пассажиров с ограниченными возможностями передвижения на поездах или платформах должны включать в себя установку поручней, пандусов, лифтов или платформы-подъемника. Ничего из перечисленного нет. Узкие бетонные наплывы у приступка перед входом не в счёт. Абсолютное несоотвествие требованиям доступности.

Заключение. Условная доступность означает, что меры доступности на железнодорожном вокзале не полностью соответствуют требованиям и правилам, установленным для обеспечения полной и равной доступности всем категориям населения. В связи с этим, важно продолжать работу в направлении улучшения доступности железнодорожных вокзалов для маломобильных групп населения и обеспечение их полной интеграции в общественную жизнь. Однако, ещё требуется ряд мероприятий для обеспечения полной доступности, таких как доступные туалеты, информационные табло с аудиовизуальной поддержкой, тактильные обозначения, а также обучение персонала по работе с пассажирами с ограниченными возможностями передвижения.

P. S. Если не знаешь как сделать правильно, спроси у того кто знает.