Образование является фундаментальным правом каждого человека, включая тех, у кого есть ограниченные возможности здоровья. Это важное и необходимое право, которое должно быть доступно каждому, независимо от физических, психических или интеллектуальных особенностей. Но так ли оно доступно в нашем городе, давайте посмотрим на одном, благо не единственном, примере.
В пятницу 13 октября 2023г. Ресурсный центр провёл обследование ГАПОУ «Политехнический колледж» на предмет доступности для маломобильных групп населения (МГН). Колледж заявлен как условно доступный для МГН, что отражено у них в «Паспорте доступности объекта». Это означает, что в данном учреждении могут наравне со здоровыми людьми получать образование люди с ограниченными возможностями. Условно, так как не везде, иногда всё равно нужен сопровождающий.
В результате проверки было выявлено:
1. Отсутствие парковки для инвалидов.
Государственная программа «Доступная среда» предусматривает наличие на стоянке для личного автотранспорта определённого количества мест для инвалидов. В соответствие с п. 5.2 Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», их следует размещать не далее 50-100 метров от входа в здание. Для безопасности габариты парковочного места должны составлять 6.0 х 3.6 м. Сама площадка должна быть обозначена соответствующей разметкой, а пути движения инвалидов от автомобиля до объекта следует ограждать специальными парковочными столбиками ярко-красного или оранжевого цвета со светоотражающей плёнкой.
2. На входной группе колледжа установлен пандус, ширина и угол наклона соответствует стандарту (п. 5.2.3 ГОСТ Р 51261-2022, п.п. 5.1.14-5.1.17 СП 59.13330.2020). Вдоль двух сторон пандуса имеются поручни на правильном уровне. НО! Поднявшись на площадку человек в инвалидной коляске оказывается на узкой площадке перед дверью, где невозможно безопасно развернуться. Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании от себя должна быть не менее 1,2 м, а при открывании к себе — не менее 1,5 м при ширине не менее 1,5 м. Кнопка вызова помощника находится не у основания пандуса, а непосредственно перед входом в учреждение. Пороги на всех дверных проёмах, включая противопожарные двери, не соответствуют по высоте, и требуют занижения до 15 мм.
3. Незрячие и слабовидящие люди ориентируются в пространстве с помощью тактильных и звуковых ощущений, а также трёх основных технологий: увеличение изображения (визуальное восприятие), синтезированная речь и шрифт Брайля (тактильное восприятие). Проверка показала, что имеется только один вид ориентиров — тактильные мнемосхемы и таблички — информационные таблички со шрифтом Брайля. Нет тактильно-звуковых (говорящих) табличек и тактильно-звуковых мнемосхем. Отсутствует тактильная разметка путей движения.
4. Очень важной составляющей при создании безбарьерного пространства для людей, страдающих от заболеваний опорно-двигательного аппарата или инвалидов-колясочников является туалетная комната. Оборудование для санузла должно быть максимально удобным и доступным для всех категорий маломобильного населения. В колледже есть туалетная комната, которая соответствует всем требованиям, за малым исключением. Один минус — отсутствует тревожная кнопка вызова. Если человеку с ОВЗ потребуется экстренная помощь, он сможет воспользоваться данной системой и ему будет оказана своевременная помощь, что является залогом безопасности для людей, имеющих ограниченную мобильность.
- Особое внимание было уделено осмотру эвакуационных выходов из здания. Выявилось, что ни один из них не соответствует нормам. Проектные решения зданий и сооружений должны обеспечивать безопасность посетителей в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и с обязательным учетом психофизиологических возможностей инвалидов различных категорий, по скорости и способу восприятия информации, ограничению скорости передвижения и пр., их численности и места предполагаемого нахождения в здании или сооружении. Места обслуживания и постоянного нахождения инвалидов следует располагать на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений зданий наружу. Максимальное расстояние путей эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений до эвакуационного выхода с этажа здания (в том числе в пожаробезопасные зоны) следует определять в соответствии с требованиями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30 июня 2009 г. N 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
ВЫВОД. «Условная» доступность означает, что предпринятые шаги по обеспечению доступности для МГН в Политехническом колледже являются приемлемыми, но недостаточными. Требуется дальнейшее приведение всего общественного пространства в соответствие требованиям доступности всем категориям обучающихся. В связи с этим, важно продолжать работу в направлении улучшения доступности образовательных учреждений для маломобильных групп населения и обеспечение их полной интеграции в общественную жизнь. Требуется ряд мероприятий для обеспечения полной доступности МГН, информационные табло с аудиовизуальной информацией перед входами в кабинеты, тактильные направляющие, а также обучение коллектива учебного заведения по работе с обучающимися, имеющими ОВЗ.
Ресурсный центр предоставил администрации колледжа все необходимые методические рекомендации и материалы по обеспечению доступности объекта и продолжит дальнейшее взаимодействие не только с данным учебным заведением, но и со всеми заинтересованными образовательными учреждениями.