Проверка доступности образовательных учреждений. Политехнический колледж.

Образование является фундаментальным правом каждого человека, включая тех, у кого есть ограниченные возможности здоровья. Это важное и необходимое право, которое должно быть доступно каждому, независимо от физических, психических или интеллектуальных особенностей. Но так ли оно доступно в нашем городе, давайте посмотрим на одном, благо не единственном, примере.

В пятницу 13 октября 2023г. Ресурсный центр провёл обследование ГАПОУ «Политехнический колледж» на предмет доступности для маломобильных групп населения (МГН). Колледж заявлен как условно доступный для МГН, что отражено у них в «Паспорте доступности объекта». Это означает, что в данном учреждении могут наравне со здоровыми людьми получать образование люди с ограниченными возможностями. Условно, так как не везде, иногда всё равно нужен сопровождающий. 

В результате проверки было выявлено:

1. Отсутствие парковки для инвалидов.
Государственная программа «Доступная среда» предусматривает наличие на стоянке для личного автотранспорта определённого количества мест для инвалидов. В соответствие с п. 5.2 Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», их следует размещать не далее 50-100 метров от входа в здание. Для безопасности габариты парковочного места должны составлять 6.0 х 3.6 м. Сама площадка должна быть обозначена соответствующей разметкой, а пути движения инвалидов от автомобиля до объекта следует ограждать специальными парковочными столбиками ярко-красного или оранжевого цвета со светоотражающей плёнкой.

2. На входной группе колледжа установлен пандус, ширина и угол наклона соответствует стандарту (п. 5.2.3 ГОСТ Р 51261-2022, п.п. 5.1.14-5.1.17 СП 59.13330.2020). Вдоль двух сторон пандуса имеются поручни на правильном уровне. НО! Поднявшись на площадку человек в инвалидной коляске оказывается на узкой площадке перед дверью, где невозможно безопасно развернуться. Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании от себя должна быть не менее 1,2 м, а при открывании к себе — не менее 1,5 м при ширине не менее 1,5 м. Кнопка вызова помощника находится не у основания пандуса, а непосредственно перед входом в учреждение. Пороги на всех дверных проёмах, включая противопожарные двери, не соответствуют по высоте, и требуют занижения до 15 мм.

3. Незрячие и слабовидящие люди ориентируются в пространстве с помощью тактильных и звуковых ощущений, а также трёх основных технологий: увеличение изображения (визуальное восприятие), синтезированная речь и шрифт Брайля (тактильное восприятие). Проверка показала, что имеется только один вид ориентиров — тактильные мнемосхемы и таблички —  информационные таблички со шрифтом Брайля. Нет тактильно-звуковых (говорящих) табличек и тактильно-звуковых мнемосхем. Отсутствует тактильная разметка путей движения.

4. Очень важной составляющей при создании безбарьерного пространства для людей, страдающих от заболеваний опорно-двигательного аппарата или инвалидов-колясочников является туалетная комната. Оборудование для санузла должно быть максимально удобным и доступным для всех категорий маломобильного населения. В колледже есть туалетная комната, которая соответствует всем требованиям, за малым исключением. Один минус — отсутствует тревожная кнопка вызова. Если человеку с ОВЗ потребуется экстренная помощь, он сможет воспользоваться данной системой и ему будет оказана своевременная помощь, что является залогом безопасности для людей, имеющих ограниченную мобильность.

  1. Особое внимание было уделено осмотру эвакуационных выходов из здания. Выявилось, что ни один из них не соответствует нормам. Проектные решения зданий и сооружений должны обеспечивать безопасность посетителей в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и с обязательным учетом психофизиологических возможностей инвалидов различных категорий, по скорости и способу восприятия информации, ограничению скорости передвижения и пр., их численности и места предполагаемого нахождения в здании или сооружении. Места обслуживания и постоянного нахождения инвалидов следует располагать на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений зданий наружу. Максимальное расстояние путей эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений до эвакуационного выхода с этажа здания (в том числе в пожаробезопасные зоны) следует определять в соответствии с требованиями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30 июня 2009 г. N 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».

ВЫВОД. «Условная» доступность означает, что предпринятые шаги по обеспечению доступности для МГН в Политехническом колледже являются приемлемыми, но недостаточными. Требуется дальнейшее приведение всего общественного пространства в соответствие требованиям доступности всем категориям обучающихся. В связи с этим, важно продолжать работу в направлении улучшения доступности образовательных учреждений для маломобильных групп населения и обеспечение их полной интеграции в общественную жизнь. Требуется ряд мероприятий для обеспечения полной доступности МГН, информационные табло с аудиовизуальной информацией перед входами в кабинеты, тактильные направляющие, а также обучение коллектива учебного заведения по работе с обучающимися, имеющими ОВЗ.

Ресурсный центр предоставил администрации колледжа все необходимые методические рекомендации и материалы по обеспечению доступности объекта и продолжит дальнейшее взаимодействие не только с данным учебным заведением, но и со всеми заинтересованными образовательными учреждениями.